Баратынский любил природу и восхищался ее красотой. Отчасти поэтому в его лирике масса произведений, восхваляющих пейзажи родной страны.
История создания
Весна была любимой порой года поэта, и о ней он особенно любил писать. Четыре года (1831-1835) были крайне сложными для Баратынского в плане творческих изысканий. Дело в том, что в то время закрылся журнал московских литераторов «Европеец».
Это событие выбило поэта из колеи настолько, что он даже перестал писать, и занимался только упорядочиванием того, что создал ранее. Однако сегодняшнее произведение стало исключением из правила.
В 1832 года Баратынский взялся за перо, и на страницах написал прекрасные поэтические строки.
Исследователи считают, что это предчувствие скорой весны настолько положительно повлияли на поэта. Однако впервые строки были опубликованы только спустя 4 года в сборнике стихотворений Баратынского.
Краткий анализ темы произведения
Произведение крайне символично, так как показывает весну не только в качестве поры года, но и времени, когда человек должен пробуждаться от ног до сердца и головного мозга.
Лирический герой поглощен и в восторге от окружающего его пространства, не может оторвать взгляд от волшебных процессов, свидетелем которых ему посчастливилось стать.
Баратынский искренне считает, что оценить по-настоящему все красоты природы может только человек, который душевно полностью слился с природой.
Исследователи отмечают, что автор лишил свое произведение напускного пафоса и наигранности, напротив, все его слова, облеченные в рифмованные строки, звучат искренне и восторженно.
Образы и символы
Центральный образ в стихотворении – это природа, точнее, ее весеннее состояние. Автор делает большой акцент на преображении окружающей лирического героя действительности с морозного и «мертвого» бытия на расцветающую и пахнущую землю.
Такое возрождение Баратынский переносит на душу человека, утверждая, что в мире масса людей, у которых стужа в районе груди.
Отсюда он делает вывод, что нужно духовно слиться с природой, чтобы каждый мог стать по-настоящему счастливым.
Да, автор использовал простое олицетворение, чтобы точнее передать свои мысли, однако это ему удалось на 100%.
Композиция
В произведении сюжет и повествование развиваются последовательно. Заметно, что все происходящее вокруг лирический герой пропускает сквозь себя перед тем, как высказать это читателю.
Баратынскому удалось создать подробную картину весны со всеми звуками и запахами, а также окружающим пейзажем.
В первой и второй строфах автор рассказывает о ручьях и синем небе, о запахе жизни, который уже слышен для внимательного человека.
Однако кульминация внешнего и внутреннего преображения природы – это песня жаворонка, который приветствует отступление холодов.
В последних двух строфах поэт высказывает центральную мысль стихотворения – человек должен соединиться духовно с природой для того, что по-настоящему стать счастливым.
Жанр, направление и размер
Баратынский написал свое произведение в лирическом жанре, уделив особое внимание природе и ее преображению в весеннюю пору года.
Пейзажное направление он подкрепил четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой для упрощения внешней формы и доступности содержания.
Средства выразительности
Поэт использовал синтаксические и выразительные приемы, чтобы акцентировать внимание читателей на важных моментах в произведении.
Например, без восклицательных знаков не обошлось практически в каждой строфе.
Помимо этих приемов, Баратынский использовал эпитеты (живая лазурь, торжествующий хребет) и метафоры (летают облака, шумят ручьи).
Вывод при анализе стихотворения
Стихотворение Баратынского – это яркий представитель пейзажной лирике, где автор скрещивает человека и природу, говоря о том, что мы без окружающего нас многообразия не справимся, а Земля вот вполне может существовать и дальше.
Отсюда поэт делает вывод, что счастье человека заключается в духовном слиянии с природой, которая его фактически родила и воспитала.
За счет средств выразительности автору удалось создать подробную и точную картину преображения природы после зимних морозов.
Комментарии