Главная > Классики > Стихи Бродского > 1972 год
Бродский Иосиф АлександровичБродский Иосиф Александрович

1972 год

Виктору Голышеву
Птица уже не влетает в форточку. Девица, как зверь, защищает кофточку. Поскользнувшись о вишневую косточку, я не падаю: сила трения возрастает с паденьем скорости. Сердце скачет, как белка, в хворосте ребер. И горло поет о возрасте. Это — уже старение. Старение! Здравствуй, мое старение! Крови медленное струение. Некогда стройное ног строение мучает зрение. Я заранее область своих ощущений пятую, обувь скидая, спасаю ватою. Всякий, кто мимо идет с лопатою, ныне объект внимания. Правильно! Тело в страстях раскаялось. Зря оно пело, рыдало, скалилось. В полости рта не уступит кариес Греции Древней, по меньшей мере. Смрадно дыша и треща суставами, пачкаю зеркало. Речь о саване еще не идет. Но уже те самые, кто тебя вынесет, входят в двери.
Здравствуй, младое и незнакомое племя! Жужжащее, как насекомое, время нашло наконец искомое лакомство в твердом моем затылке. В мыслях разброд и разгром на темени. Точно царица — Ивана в тереме, чую дыхание смертной темени фибрами всеми и жмусь к подстилке. Боязно! То-то и есть, что боязно. Даже когда все колеса поезда прокатятся с грохотом ниже пояса, не замирает полет фантазии. Точно рассеянный взор отличника, не отличая очки от лифчика, боль близорука, и смерть расплывчата, как очертанья Азии. Все, что я мог потерять, утрачено начисто. Но и достиг я начерно все, чего было достичь назначено. Даже кукушки в ночи звучание трогает мало — пусть жизнь оболгана или оправдана им надолго, но старение есть отрастанье органа слуха, рассчитанного на молчание.
Старение! В теле все больше смертного. То есть ненужного жизни. С медного лба исчезает сиянье местного света. И черный прожектор в полдень мне заливает глазные впадины. Силы из мышц у меня украдены. Но не ищу себе перекладины: совестно браться за труд Господень. Впрочем, дело, должно быть, в трусости. В страхе. В технической акта трудности. Это — влиянье грядущей трупности: всякий распад начинается с воли, минимум коей — основа статики. Так я учил, сидя в школьном садике. Ой, отойдите, друзья-касатики! Дайте выйти во чисто поле! Я был как все. То есть жил похожею жизнью. С цветами входил в прихожую. Пил. Валял дурака под кожею. Брал, что давали. Душа не зарилась на не свое. Обладал опорою, строил рычаг. И пространству впору я звук извлекал, дуя в дудку полую. Что бы такое сказать под занавес?!
Слушай, дружина, враги и братие! Все, что творил я, творил не ради я славы в эпоху кино и радио, но ради речи родной, словесности. За каковое раченье-жречество (сказано ж доктору: сам пусть лечится) чаши лишившись в пиру Отечества, нынче стою в незнакомой местности. Ветрено. Сыро, темно. И ветрено. Полночь швыряет листву и ветви на кровлю. Можно сказать уверенно: здесь и скончаю я дни, теряя волосы, зубы, глаголы, суффиксы, черпая кепкой, что шлемом суздальским, из океана волну, чтоб сузился, хрупая рыбу, пускай сырая. Старение! Возраст успеха. Знания правды. Изнанки ее. Изгнания. Боли. Ни против нее, ни за нее я ничего не имею. Коли ж переборщит — возоплю: нелепица сдерживать чувства. Покамест — терпится. Ежели что-то во мне и теплится, это не разум, а кровь всего лишь.
Данная песня — не вопль отчаянья. Это — следствие одичания. Это — точней — первый крик молчания, царствие чье представляю суммою звуков, исторгнутых прежде мокрою, затвердевающей ныне в мертвую как бы натуру, гортанью твердою. Это и к лучшему. Так я думаю. Вот оно — то, о чем я глаголаю: о превращении тела в голую вещь! Ни горе не гляжу, ни долу я, но в пустоту — чем ее ни высветли. Это и к лучшему. Чувство ужаса вещи не свойственно. Так что лужица подле вещи не обнаружится, даже если вещица при смерти. Точно Тезей из пещеры Миноса, выйдя на воздух и шкуру вынеся, не горизонт вижу я — знак минуса к прожитой жизни. Острей, чем меч его, лезвие это, и им отрезана лучшая часть. Так вино от трезвого прочь убирают и соль — от пресного. Хочется плакать. Но плакать нечего.
Бей в барабан о своем доверии к ножницам, в коих судьба материи скрыта. Только размер потери и делает смертного равным Богу. (Это суждение стоит галочки даже в виду обнаженной парочки.) Бей в барабан, пока держишь палочки, с тенью своей маршируя в ногу!
18 декабря 1972

Проверь свои знания

Кто автор этих строк?

Иван до войны проходил у ручья,

Где выросла ива неведомо чья.

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.

Только зарегистрированные пользователи могут поставить оценку!

Авторизоваться

Рейтинг стихотворения

4.6
Оценок: 107
590
45
35
21

Комментарии

×
НадеждаВалерьевна Чиркина
, 12 марта 2017 в 06:49
за что его люблю, за откровенность!
×
Аноним
Аноним
, 10 декабря 2017 в 12:40
Такая же чокнутая, как и этот стихоплёт.
×
Аноним
Аноним
, 23 марта 2018 в 06:25
Пишет о старении, но умудряется вдохновить!!! Просто наслаждение читать.
×
Аноним
Аноним
, 26 мая 2018 в 22:04
Гений
×
Аноним
Аноним
, 29 мая 2018 в 12:53
..странное чувство ,вроде признанный поэт,а абсолютно не трогает ...читаешь Высоцкого ,аж мороз по коже ,читаешь Есенина - хочется плакать..,здесь всё пусто ,ничего не задевает..пачему??
×
Аноним
Аноним
, 24 июня 2018 в 12:15
.....о вкусах не спорят....но если это полный бред....то ту уж не попишешь....предпочтение отдаю чуковскому и маршаку
×
Аноним
Аноним
, 29 июня 2018 в 16:16
Если в предыдущем "стихе" не было рифмы, то в этом нет смысла, зато появилась рифма! Согласна с предыдущим оратором.
×
Аноним
Аноним
, 10 сентября 2018 в 15:52
Что ж, Бродский не сто долларов, чтобы прям всем нравиться... Лично я в восторге!
×
Аноним
Аноним
, 18 декабря 2018 в 21:46
Эволюция стихосложения налицо. Великолепно!
×
Аноним
Аноним
, 28 января 2019 в 02:42
Поэт-интеллектуал, для понимания не так прост, как Есенин и Высоцкий. Хотя говорят:все гениальное-просто. У Бродского много интересных мыслей и читать его интересно.
×
Аноним
Аноним
, 27 июля 2019 в 17:16
Читать Бродского не интересно, потому что он страшно далёк от читателя. Он сам в себе, сам для себя, сам себе писатель и читатель. Его творчество - это его мысли, которые он не способен вложить в душу читателя, они сами по себе. Чтобы тронуть душу, нужно быть гением. А гений и пустой рифмоплёт - две вещи несовместные.
×
Аноним
Аноним
, 29 июля 2019 в 03:31
Читать Бродского не интересно, потому что он страшно далёк от читателя. Он сам в себе, сам для себя, сам себе писатель и читатель. Его творчество - это его мысли, которые он не способен вложить в душу читателя, они сами по себе. Чтобы тронуть душу, нужно быть гением. А гений и пустой рифмоплёт - две вещи несовместные-САМЫЙ ЧЕТКИЙ КАМЕННТАРИЙ -100 БАЛЛОВ, Аноним!!!
×
Аноним
Аноним
, 30 августа 2019 в 10:11
Слов нет. Чушь какая-то, бред.
×
Аноним
Аноним
, 30 августа 2019 в 10:16
Чушь какая-то, бред.
×
Аноним
Аноним
, 3 декабря 2019 в 04:15
Предлагаю авторам комментарии выше послушать бузову - ваш уровень, и просто,. И к народу ближе, а то всякие бродцкие тут непонятно и сложно излогаются , ещё и советской властью не доволен - предатель.
Для комментирования авторизуйтесь

Рецензии

Рецензий пока нет. Напишите рецензию первым!
Написать рецензию