Брюсова по праву считает одним из основателей символизма. Для поэта искусство было в создании хитросплетений образов, чтобы каждый читатель видел что-то знакомое именно ему.
История создания
Брюсов родился в состоятельной купеческой семье, поэтому недостатка в материальном обеспечении не испытывал.
С малых лет он был увлечен точными науками, проводил дома простые физические и химические опыты.
Со сверстниками он не водился, так как практически все время проводил дома в отцовской библиотеке.
По признаниям самого поэта, он раньше узнал о теории Дарвина и материализме, чем научился писать.
Далее был университет и многочисленные пробы пера. Брюсов признавал, что по дороге в школу обдумывал новое произведение, а вечером писал его вместо уроков.
После знакомства со знаменитыми символистами своего времени, Гиппиусом, например, его крайне привлекло это направление.
Поэтому в 1885 году он написал стихотворение «Творчество», которое многим современным читателям покажется бредом сумасшедшего.
Краткий анализ темы произведения
Главная тема произведения – этот момент творческого процесса у поэта и других смежных профессий.
Поэту было любопытно показать читателям или пропустить через себя те ощущения, мысли и чувства, которые овладевают человеком в момент озарения.
Так как он был ярым символистом, то все произведение построено на образах, намеках и недосказанностях.
Поэтому неподготовленному человеку крайне сложно что-то разобрать в «мешанине» систем образов и символов.
Образы и символы
Определить устойчивые образы в стихотворении крайне сложно, так как они намеренно сделаны слишком эфемерными.
Поэтому каждый человек их рассматривает под своим углом.
Для отдельных читателей, например, фиолетовые руки на эмалевой стене – это ощущения человека, которому в голову пришли мысли касательно будущего произведения.
Эмалевая стена – это сознание человека, на котором мысли пишут одним им известные надписи, а задача человека вовремя их прочесть и понять.
А вот фиолетовые руки – это как раз рой мыслей, идей и желаний, которые сплетаются для создания новых шедевров.
Лирический герой при этом точно не знает, что и как ему писать – это, скорее, угадывание, чем написание чего-то определенного. Каждый читатель в «Творчестве» найдет что-то для себя.
Композиция
Стихотворение связано цепочкой – то есть последняя строка становится второй в следующей строфе.
За счет этого поэт создает целостную картину, где все взаимосвязано, и вытекает одно из другого.
Жанр, размер и направление
Стихотворение написано в программном жанре с мощной символисткой базой.
Важно помнить, что творчество прошлого века – это, во многом, эксперимент, где каждый стремился найти что-то новое для себя и окружающих.
Можно сказать, что Брюсов поднимает глубоко философскую тематику творчества и процесса создания новых шедевров.
Запутанными образами и непонятным для многих читателей повествованием он пытается показать, что и творческие порывы – это сумбур и хаос, из которого постепенно вырастают стройные формы.
Брюсов в написании использовал четырехстопный хорей и перекрестную рифмовку.
Средства выразительности
За счет звукописи и повторения сонорным у Брюсова получилось мелодичное и музыкальное произведение.
Помимо этих приемов, используются более привычные средства выразительности: эпитеты (фиолетовые руки, эмалевая стена, прозрачные киоски), метафоры (тени колыхаются, прозрачные киоски вырастают, всходит месяц, звуки реют и ластятся).
Вывод при анализе стихотворения
«Творчество» Брюсова – это странное и эфемерное произведение, в котором поэт хотел показать непосвященным читателям таинство создания шедевров.
Из этой мешанины образом мало что можно понять, однако она точно описывает состояние человека, которому нужно выговориться и что-то написать, а в сознании десятки образов, звуков и мыслей, создающих неконтролируемый хаос.
Комментарии