Франчайзинг подразумевает передачу права на владение готовой моделью бизнеса от франчайзера (владельца) к франчайзи (начинающему предпринимателю). В рамках такого договора приобретатель освобождается от необходимости самостоятельно разрабатывать стратегию получения прибыли, что помогает избежать немалых рисков. По сути, ему нужно лишь купить франшизу и снять торговую площадь, а при создании точки ему оказывается профессиональная поддержка от франчайзера.
Подводные камни книжного бизнеса
Чтобы нивелировать большую часть рисков такой деятельности, важно учитывать актуальные для нее подводные камни:
- При нынешних условиях формирования книжного бизнеса нет обоснованной потребности в аренде большой площади и размещения на полках широкого ассортимента. По данным параметрам не удастся обеспечить достойную конкуренцию с интернет-ресурсами и получить существенную прибыль. Лучше открыть небольшой магазинчик, в котором соблюдается принцип индивидуального подхода к каждому покупателю для выявления его потребностей.
- Одна из наиболее распространенных сложностей для начинающего предпринимателя – это сразу же попасть в точку по каждой позиции в ассортименте.
- Спрос на продукцию книжного бизнеса нельзя назвать высоким. Чтобы достойно стартовать, нужно запускать предприятие в осенние месяцы.
- При реализации печатных изданий для образовательных учреждений изначально необходимо проверить их содержание на соответствие принятым учебным программам.
- Специфика размещения книг на полках в магазине – это целая наука. Произведениям с повышенным спросом и новинкам нужно выделять центральное место. Уже застоявшимся книгам следует выделить полку под акции и распродажи.
Путем приобретения франшизы опытной компании можно избежать указанных выше подводных камней, так как при данном варианте ведения бизнеса все наиболее значимые факторы учтены и нивелированы. И все же начинающему предпринимателю после открытия собственного дела нужно действовать в соответствии с обстоятельствами, а не пускать стратегию продаж на самотек.
Франчайзинг книжных магазинов в России
В России из предложенного каталога франшиз стоит выделить три бренда.
Первый – «Лавочка детских книг». Рассчитан на детскую аудиторию. Помимо книг и журналов, в ассортименте товаров предусмотрены развивающие игры и пособия. Периодически проводятся выставки, творческие встречи и конкурсы. Характеристика такова:
- компания была основана в 2005 года, старт франшизы произошел – в 2011 году;
- собственных предприятий – 3, франчайзинговых – 1;
- паушальный взнос – 120 тысяч рублей;
- начальные инвестиции – не менее 270 тысяч рублей;
- минимум необходимой для торговли площади – 30 квадратных метров;
- деятельность ведется в: Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде.
Второй вариант – «Хорошие новости». Представляет собой сеть минимаркетов, занимающихся продажей печатной продукции в российских аэропортах. Параметры франшизы следующие:
- предусмотрено несколько форматов: минимаркет, пресс-кафе, пресс-бар, кофе-эксПресс;
- год основания – 2001, год запуска франшизы – 2009;
- собственных предприятий – 200, франчайзинговых – 18;
- паушальный взнос – от 30 до 45 тысяч рублей;
- начальные инвестиции – не менее 430 тысяч рублей;
- минимум необходимой для торговли площади – 10 квадратных метров;
- деятельность ведется в: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске и ряде других городов.
Также стоит отметить еще один вариант – это «ПродаЛитЪ». Распространен в регионах Восточной Сибири. Ассортимент представлен литературой более 200 тысяч наименований совершенно различной тематики. Дополнительно осуществляется продажа канцелярии, игрушек, открыток и т.п. Показатели деятельности:
- год основания – 1996;
- собственных предприятий – 30, франчайзинговых – 15;
- минимум необходимой для торговли площади – 20 квадратных метров.
Ознакомиться с условиями франшизы можно непосредственно на официальном сайте компаний или при звонке по контактному номеру телефона.
Рентабельность франшиз книжного магазина
Чтобы понять, насколько будет выгодной идея купить франшизу книжного магазина и реализовать ее в российских реалиях, следует обратить внимание на усредненные показатели окупаемости такого бизнеса:
- На аренду помещения для ведения торговли понадобится около 120 тысяч рублей в месяц. Дополнительно придется уплатить 150-200 тысяч рублей на проведение ремонтных и косметических работ. На оборудование (полки, тумбы, стеллажи и т.п.) уйдет примерно еще 100 тысяч рублей.
- Сформировать первичный товарный запас для удовлетворения запросов клиентов можно за 300 тысяч рублей.
- Обустроить рабочее место кассира в соответствии с предъявленными нормативами – обойдется в 80 тысяч рублей.
- Заработная плата персонала, состоящего из 4 продавцов и одного управляющего, составит 200 тысяч рублей.
- Торговая наценка на реализуемую продукцию устанавливается на значении до 120%.
- Средний чек – 500 рублей.
С учетом указанных выше позиций месячный валовый доход составит 560 тысяч рублей, а прибыль после уплаты всех налогов и взносов – 90 тысяч рублей. Таким образом, окупаемость будет достигнута за 20 месяцев ведения бизнеса.
Как выбрать франшизу и на что обратить внимание?
Чтобы правильно выбрать франшизу, необходимо обратить внимание на следующие позиции:
- Кникальное торговое предложение. То есть то, чем будут привлекаться клиенты и какие имеются преимущества перед конкурентами: оформление помещения, униформа сотрудников, размещение продукции или иные дополнительные услуги. Здесь же нужно учитывать, что франшиза должна быть способна к изменениям и совершенствованию.
- Поддержка. Важно выяснить, кто и каким образом будет оказывать поддержку на всех этапах открытия и ведения бизнеса.
- География. Определяется региональная актуальность бизнеса. К примеру, «ПродаЛитЪ» представляет франшизу только по Восточной Сибири.
Также важно самостоятельно ознакомиться с финансовыми показателями выбранных вариантов и мнением действующих партнеров.