Главная > Классики > Стихи Гумилёва > Память
Гумилёв Николай СтепановичГумилёв Николай Степанович

Память

Только змеи сбрасывают кожи, Чтоб душа старела и росла. Мы, увы, со змеями не схожи, Мы меняем души, не тела. Память, ты рукою великанши Жизнь ведешь, как под уздцы коня, Ты расскажешь мне о тех, что раньше В этом теле жили до меня. Самый первый: некрасив и тонок, Полюбивший только сумрак рощ, Лист опавший, колдовской ребенок, Словом останавливавший дождь.
Дерево да рыжая собака - Вот кого он взял себе в друзья, Память, память, ты не сыщешь знака, Не уверишь мир, что то был я. И второй... Любил он ветер с юга, В каждом шуме слышал звоны лир, Говорил, что жизнь - его подруга, Коврик под его ногами - мир. Он совсем не нравится мне, это Он хотел стать богом и царем, Он повесил вывеску поэта Над дверьми в мой молчаливый дом.
Я люблю избранника свободы, Мореплавателя и стрелка, Ах, ему так звонко пели воды И завидовали облака. Высока была его палатка, Мулы были резвы и сильны, Как вино, впивал он воздух сладкий Белому неведомой страны. Память, ты слабее год от году, Тот ли это или кто другой Променял веселую свободу На священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды, Сон тревожный, бесконечный путь, Но святой Георгий тронул дважды Пулею не тронутую грудь. Я - угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле, Я возревновал о славе Отчей, Как на небесах, и на земле. Сердце будет пламенем палимо Вплоть до дня, когда взойдут, ясны, Стены Нового Иерусалима На полях моей родной страны.
И тогда повеет ветер странный - И прольется с неба страшный свет, Это Млечный Путь расцвел нежданно Садом ослепительных планет. Предо мной предстанет, мне неведом, Путник, скрыв лицо; но все пойму, Видя льва, стремящегося следом, И орла, летящего к нему. Крикну я... но разве кто поможет, Чтоб моя душа не умерла? Только змеи сбрасывают кожи, Мы меняем души, не тела.
Апрель 1921

Проверь свои знания

Кто автор этих строк?

Какой-то гражданин, наверное попович,

Наевшися коммерческих хлебов,

— Благодарю,- воскликнул,- Каганович!

И был таков.

Анализ стихотворения "Память"

Николай Гумилев в истории отечественной литературы запомнился, как основатель течения акмеизма, а также автора массы известных стихотворений.

Помимо творческой деятельности, он много путешествовал, участвовал в Первой Мировой войне, и имел несколько орденов за боевые заслуги.

История создания

Николай Гумилев до Первой Мировой войны и после – это два совершенно разных человека.

Когда он пошел добровольцем в уланский полк, то быстро поднялся по карьерной лестнице, и его душу обуял патриотизм, он стал ярым монархистом.

После завершения основных боевых действий, он не вернулся в Россию к жене, а направился в Грецию, а после принял участие в заграничном походе.

Там он не забывал писать лирику, общался с русскими эмигрантами. Уже после революции 1918 года он вернулся в уже новую Россию, и все были убеждены, что стойкому монархисту здесь было нечего делать.

Радость от встречи с женой Анной Ахматовой быстро закончилась, так как она потребовала развода.

После Гумилева приглашали в разные комиссии и коллегии для повышения уровня образованности граждан.

Однако деятельность на этом поприще долго не продлилась. В августе 1921 года его арестовали по подозрению в контрреволюционной деятельности, якобы он был причастен к Петроградской боевой организации (планировалось восстание интеллигенции).

Несмотря на все попытки его друзей заступиться, комиссия приняла решение расстрелять поэта и еще 56 человек. 24 августа приговор был приведен в исполнение.

В тот же 1921 год Гумилев написал свое произведение «Память», о котором мы и поговорим подробнее.

Краткий анализ темы произведения

Многие исследователи считают, что его стихотворение стало пророческим.

В нем много личного, однако стоит подчеркнуть, что искренность перед читателем вызвана не желанием получить жалость, но показать истинную природу Гумилева.

Лирического героя здесь попросту нет, так как им выступаем сам поэт. Темы и проблемы Выделить одну тему и проблему в стихотворении крайне сложно, так как Гумилев затрагивает большое их количество.

Например, он высказывается касательно долга поэта. По его мнению, поэт должен служить народу, чтобы направлять его к светлому будущему. Также Гумилев рассуждает о резких переменах в человеческом сознании.

ля автора, прошедшего не одну войну, крайне странно было видеть, как под действием идеологии люди резко меняют свои точки зрения, становятся попросту фанатиками.

Отдельное внимание поэт обращает на душу человека, которую те научились «менять» под ветра, действующие в государстве и мире.

Однако Гумилев подчеркивает, что ничего удивительного в этом нет, так как масса людей просто прогибается под власть и становится «ручной», и лишь немногие остаются твердыми с внутренним стальным стержнем.

Образы и символы

Центральный образ произведения – это человеческая память. Гумилев подчеркивает, что ее жизнь крайне коротка и неустойчива, ведь каждый может извратить ее так, как будем нужно.

Поэт подчеркивает, что она «слабее год от года», и вскоре будет сложно даже вспомнить людей, которые «променяли веселую свободу на священный долгожданный бой».

Избранник свободы для Гумилева – это свободная и гордая личность, которая отказывается прогибаться под внешние обстоятельства, и готова отстаивать свои идеалы даже боем.

Поэт подчеркивает, что на этом пути он найдет массу лишений и страданий, однако он при этом останется самим собой, а не превратиться в змею, постоянно сбрасывающую шкуру.

Образ змеи – это символ его современников, то есть людей, которые резко и непостижимым образом поменяли свое мнение в угоду новой власти. Сделали они это по разным причинам, например, из-за боязни репрессий или простого малодушия.

Композиция

Структура произведения кольцевая, что помогает автору подчеркнуть бесконечность процесса смены своих ориентиров в угоду внешним обстоятельствам.

В начале и середине произведения Гумилев противопоставляет человека «пропавшего», то есть принявшего новую реальность и переломав свои убеждения, свободному и гордому «стрелку», который на своем пути повидает массу лишений и трудностей, но останется самим собой.

Жанр, размер и направление

«Память» поэт написал четырех- и шестистопным ямбом. Такой прием Гумилев использовал, чтобы придать большую торжественность и фундаментальность своим размышлениям о современниках и пропавших людях.

Что касается направления, то нет сомнений в философском подтексте произведения. Автор слишком явно хочет призвать читателя подумать вместе с ним над вечными вопросами. Рифмовка перекрестная.

Средства выразительности

Автор использовал следующие средства выразительности, чтобы показать и лучше передать свои мысли: эпитеты (ветер странный, упрямый зодчий), олицетворения (променял веселую свободу), метафоры (пламенем палимо, Млечный Путь расцвел).

Вывод при анализе стихотворения

«Память» Гумилева – это пророческое произведение, где поэт предсказал скорое мимикрирование простых людей под внешние обстоятельства.

По его словам, с каждым годом будет все меньше людей свободных, которые не поступятся ею в угоду тихой и сытой жизни.

Сам Гумилев сделал тоже самое, и вскоре был расстрелян по сфабрикованному делу.

Многочисленные исследования подтверждают, что контрреволюционная ячейка в Петрограде действительно существовала, однако причастность к ней Гумилева не была доказана.

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.

Только зарегистрированные пользователи могут поставить оценку!

Авторизоваться

Категория: О любви

Рейтинг стихотворения

4.8
Оценок: 47
541
44
31
20

Комментарии

×
Олег Кондаков
, 25 ноября 2017 в 18:37
Одно из моих любимых. Таинственно, глубоко и мудро!
Для комментирования авторизуйтесь

Рецензии

Рецензий пока нет. Напишите рецензию первым!
Написать рецензию