Несмотря на то, что многие знают Лермонтова по любовной лирике, поэт восхищался красотами природы, а также поднимал острые социальные и политические проблемы.
История создания
Сегодня исследователи и литературоведы спорят касательно того, когда было написано произведение.
Одни считают, что оно было положено на бумагу в 1840 году незадолго до того, как Лермонтов готовился к ссылке на Кавказ из-за незаконного поединка с французом Барантом.
Вторая версия гласит, что стихотворение было написано в 1841 году, когда поэту оставалось не более двух месяц до отправки из Петербурга на юг. Однако доподлинно известно, что напечатано оно было уже значительно позже гибели Лермонтова в 1887 году.
Причем авторство в журнале «Русская старина» указано не было. Есть и более конспирологическая тема касательно авторства этого стихотворения.
Отдельные исследователи утверждают, что Лермонтов, который крайне любил Россию, не мог написать такие злостные и обличительные слова в адрес Родины.
По этому вопросу в 2017 году собиралась специальная комиссия, которая должна была решить вопрос авторства произведения «Прощай…».
После жарких споров были принято решение утвердить Лермонтова в качестве поэта, написавшего это произведение.
Краткий анализ темы произведения
Лермонтов поднимает в произведении следующие темы:
- Неприятие существующего строя в России – поэт не может смириться с тем, что один человек решает судьбы миллионов людей, а продажное и гнилое чиновничество на местах грабит народ.
- Восприятие себя в пространстве и стране, как лишнего человека – Лермонтов в своем окружении не видел ни одного человека, с которым бы мог обсудить волнующие его темы. Он бы белой вороной.
- Осуждение преклонения перед чинами – поэту было непонятно, почему более умные и талантливые люди должно слушать и выполнять глупые приказы людей, которые просто выше по рангу.
- Крайнее неодобрение бездеятельностью самого народа – в стихотворении скрыто упрекается и народ, который разобщен и не хочет взять свою судьбу в руки и изменить облик страны навсегда.
- Кавказ как добровольное изгнание – поэт воспринимает ссылку на юг России, как возможность покинуть этот мир, который его не понял и не дал возможности высказать свое мнение. Те попытки, чтобы удавалось сделать Лермонтову, оказывались непонятыми и сразу отвергались.
Проблем в стихотворении «Прощай» несколько:
- Покорность и рабское положение народа, который готов работать на своих угнетателей и дальше из-за неготовности и не сформированного личного мнения.
- Безграничная власть государственного аппарата – Лермонтов не мог смириться с тем, что что чиновники, министры, советники и сам царь могли решать за людей важнейшие вопросы, ограничивать их свободу и права по необходимости или прихоти.
- Поэта тяготила окружающая действительность, когда устойчивость системы зиждется не на доверии и взаимном уважении, а на страхе и порабощении.
Образы и символы
Лермонтов выделил в стихотворении три главный образа. «Немытая Россия» – это Родина автора, которую он изобличает.
На этой территории царят дикие порядки, каждый день демонстрируется жесткость и жестокость – здесь все построено на беспрекословном подчинении.
Эпитет «немытая» как раз и говорит читателю о том, что вся Россия поражена пороками и отмыться от них будет крайне сложно.
Образ расслоенного общества – это свидетельство того, что Россия разделена на господский класс, рабов и «голубых мундиров», то есть полицейских.
Однако скрыто Лермонтов осуждает и народ, который допускает беззаконие со стороны власти, и не противится этому.
Заключительный образ – это лирический герой, прощающийся с местами, которые крайне дороги его сердцу. Персонаж покидает их с горечью и глубоким сожалением, так как он все-таки рассмотрел все недостатки России, и больше не хочет находится на ней.
Лирический персонаж выражает надежду на то, что в другой стране все еще возможно создать светлое будущее.
Композиция
Произведение состоит из двух четверостиший, которая можно разделить на две части по смыслу.
В первой речь идет о недостатках России, а также явное прощание с Родиной. У лирического героя разочарованное и негативное состояние, видно, что он крайне устал от окружающего его недвижимости.
Вторая более оптимистичная. Поэт выражает надежду касательно того, что за пределами России может быть еще счастливая жизнь.
Создается впечатление, что автор еще способен верить в хорошее будущее.
Жанр, направление и размер
Произведение больше всего относится к лирическому жанру, однако есть элементы послания и эпиграммы.
Так как Лермонтов был приверженцем романтизма, в стихотворении есть личные переживания автора, лирический герой противопоставлен жестокому обществу.
Однако в «Прощай…» есть и черты реализма, так как поэт обращается к историческим фактам, есть конфликт лирического героя и окружающего его пространства. Лермонтов выбрал для стихотворения перекрестную рифмовку и четырехстопный ямб.
Средства выразительности
Чтобы наиболее полно показать те чувства и переживания, которые охватывали душу молодого поэта, использовались следующие средства выразительности: эпитеты (немытая, всевидящий, всеслышащий), метафоры (стена Кавказа в отношении гор, страна рабов, страна господ).
Лермонтов также использует инверсию, анафору и синтаксические пареллелизмы, чтобы подчеркивать важные моменты в произведениях.
Вывод при анализе стихотворения
Лермонтовское «Прощай…» - это патриотическое и лирическое произведение, где поэт окончательно прощается со своей Родиной. Он оказался не нужен своей стране, она его отвергла, и он чувствует себя ненужным.
Поэтому Лермонтов с горечью и разочарованием утверждается во мнении, что ему стоит отправиться в добровольное изгнание на Кавказ.
Он в стихотворении также выражает слабую надежду на то, что в другой стране, возможно, у него еще может быть шанс на светлое будущее.
Комментарии