Современники крайне ценят стихотворения и прозу, которая и спустя века отражает социальные проблемы в обществе.
Можно только удивляться, как спустя века эти темы сохраняют свою актуальность.
История создания
Стихотворение впервые появилось на бумаге в 1864 году и посвящается непростой истории прокладки первого железнодорожного полотна в Российской Федерации.
Примечательно, что указ о закладке нового типа сообщения между Москвой и Петербургом было подписано императором Николаем I в 1842 году.
Доподлинно известно, что строительство пути было поручено графу Клейнмихеля. Все работы были завершены за рекордные 10 лет.
Стихотворение Некрасова было опубликовано в 1864 году (журнал «Современник»). После «выхода в свет», это произведение стало самым знаковым в гражданской лирике поэта.
Автора крайне интересовали не блага, которые получило царское семейство и граждане России, а та цена, которую заплатили крестьяне.
Краткий анализ темы произведения
Главная тема произведения – это жестокая эксплуатация простого народа чиновниками, а также страдания рабочих на строительных подрядах.
Некрасов прекрасно показывает Россию в виде двух сторон медали – на одной элита и весь цвет общества, а на другой – простые крестьяне, вынужденные обслуживать правящую верхушку и дворянство.
Примечательно, что автор показывает вечную параллельность двух плоскостей, которые никогда не пересекутся. Некрасов крайне остро воспринимал социальную несправедливость, которая вылилась в революцию и гражданскую войну.
В произведении очевидно поднимается тема расслоения общества и неравенства между ними.
Мы видим простых граждан России, которые противопоставляются господскому классу. Они никогда не смогут понять друг друга, потому что живут на разных уровнях, и не стремятся к сближению.
Автор нам показывает Ванечку, судьба которого уже положительно определена и будет беззаботной.
А дети простых крестьян с рождения обречены на тяжкий труд, нищенское положение и раннюю смерть. Самое печальное то, что такой порядок вещей никак не изменить при существующем общественном строе.
Также Некрасов поднимает тему бегства от реальности. Это выражается в том, что дворяне привыкли считать, что что-то появляется магическим образом, когда они этого не видят. Например, за десять лет построена новенькая железная дорога.
Однако за этим стоит колоссальный труд, который не только не ценится, но и попросту не замечается сливками общества.
Настроение в произведении смешанное, так как автор показывает ужасы, которыми сопровождалась постройка железной дороги, несмотря на то, что теперь по ней шустро бегают поезда, упрощая жизнь людей. Отсюда вытекает следующая проблематика стихотворения:
- Судьба народа – это главная проблема, показывающая те усилия, которые нужны, чтобы прокормить свои семьи. При этом за выполненную работу им еще и не заплатят.
- Бесправие – люди попросту не могут никуда пожаловаться и подать в суд на чиновников, которые их обкрадывают, унижают и забивают.
- Коррупция – в правительстве было закреплено достойное жалование для выплаты рабочим, занятым на стройках. Однако подрядчики разворовали бюджет, и многим крестьянам попросту не платили заработную плату.
- Историческая память – высшее общество охотно и громко рассказывает о победах, забывая рассказать о том, какими усилиями и жертвами такие результаты были рассчитаны.
- Невежество и рабское положение народа – строители железной дороги и попросту не знали, как отстоять свои права и свободы. Однако они об этом тут же забыли, когда им выдали бочки с вином.
Образы и символы
Центральный образ произведения – это железная дорога. Она показана, как средоточие боли и страдания сотен крестьян, которых мучали в процессе строительства, и замучили до смерти. Поэтому генерал и Ванечка видят их мертвые лики, следующие за поездом.
Несчастный белорус – это собирательный образ простого крестьянства, который с самого своего рождения обречен на жизнь в землянке, тяжелый труд и страшную смерть. Автор восхищается стойкостью и желанием русского человека работать.
Поэтому первые три главы произведения у Некрасова посвящены деталям строительства железной дороги. Когда же один из персонажей стихотворения просит рассказать и что-то хорошее, то автор с иронией и удовольствием говорит о купце.
Он показывает себя в роли «благодетеля», который простил рабочим недоимки и дал бочку вина на ватагу.
Однако на самом деле лавочник попросту ненавидит простой народ и считает себя в праве эксплуатировать невежественных, но трудолюбивых граждан России.
Композиция
Композиция произведения линейная, то есть сюжет развивается постепенно. «Железную дорогу» можно разделить на 4 части.
В первой рассказывается о красоте природы, а вот все остальные показывают ужасные картины строительства железнодорожного полотна.
Жанр, направление и размер
Произведение явно относится к гражданской лирике, Некрасов выбрал направление реализм. Это видно по ритмичному повествованию.
Поэт одной строкой дает характеристику тысяч работников, которых только освободили от крепостничества, но заставили в поте лица “батрачить”на стройке.
При мизерной оплате труда, они еще каким-то образом оставались должны вышестоящему руководству.
Исследователи отмечают, что Некрасов написал чуть ли не единственное стихотворение социальной направленности в XIX веке с явным сочувствием к доле простого крестьянина. Для написания автор выбрал дактиль и перекрестную рифмовку.
Средства выразительности
Некрасов использует следующие средства выразительности для более точного и реалистичного описания ужасов, сопровождающих строительства железной дороги.
Например, эпитеты (славная осень, ядреный воздух), сравнения (листья желты и свежи, как ковер), гиперболы (труд этот, Ваня, был страшно громаден), метафоры (чудо искусства, скопище пьяниц).
Вывод при анализе стихотворения
«Железная дорога» – это реалистическое произведение, в котором Некрасов затрагивает массу социально-политических проблем Российской империи, которые привели к революции 1917 года. Поэт показывает огромную пропасть между сливками общества и крестьянско-рабочим классом.
Автор уверен, что это расстояние невозможно будет преодолеть, так как высшее общество не видит в «низших» братьев и таких же граждан России.
Более того, они считают, что железная дорога и другие объекты инфраструктуры создаются, как по волшебству, не учитывая колоссальный труд рабочих и крестьян.
Комментарии