Главная > Классики > Стихи Пушкина > Пророк
Пушкин Александр СергеевичПушкин Александр Сергеевич

Пророк

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: "Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей."
1826

Проверь свои знания

Кто автор этих строк?

Поэзия в опале.

В забвенье имена.

О, как мы низко пали.

Как пала вся страна.

Анализ стихотворения "Пророк"

Тема поэта и поэзии в жизни общества поднималась разными мыслителями, философами и творческими личностями. Не обошел эту область и Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня рассмотрим одно из самых ярких произведений автора на эту тему. Усаживайтесь поудобнее, делайте чай или кофе, а мы начинаем.

История создания

По мнению современников, стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году, когда Пушкин был в заточении в Михайловском имении. Есть вероятность, что толчком для написания послужил провал декабристского движения, публичная казнь пяти революционеров, а также ссылка в Сибирь близких товарищей поэта. Эти события натолкнули поэта на более глубокое изучение религиозных текстов.

Так, он изучал Библию, а также Коран, который специально для Пушкина был переведен на русский язык и прислан поэту. Невооруженным глазом видно, что в основе стихотворения «Пророка» лежит библейское сказание об Исайе.

Этот человек осознал, что все общество вокруг живет «с нечистыми устами» и не хочет меняться, следовательно, и он такой же.

Тогда к нему спустился один из серафимов, и горящим углем коснулся губ будущего пророка новой веры, тем самым очистив от грехов тело Исайи.

С тех пор, по велению Господа, он скитался по Земле, и наставлял заблудшие души на путь истинный. Пушкин несколько изменил концепцию, заменив библейского персонажа на одинокого путника-поэта, который «скитался по пустыне мрачной». После появляется тот же серафим, постепенно открывая завесу тайн перед человеком.

Со временем, для него не остается секретов на Земле, однако духовное преображение происходит через акт страдания – серафим разрезает грудь человека, достает еще бьющееся сердце, и заменяет его пылающим углем.

Это символ того, что для полного преображения из странника в пророка нужно отказаться от всего, что делает его человеком. После Господь обратился к новоявленному поэту, и велел исполнить свое предназначение, а именно «глаголом жечь сердца людей».

Именно в этом Пушкин видит истинное предназначение настоящего поэта. Автору удалось сохранить библейские мотивы в произведении, но сделать его более современным, несколько изменить предназначение и портрет действующих лиц.

У современников есть мнение, что Пушкин мог представить своих погибших друзей-декабристов в виде пророков, которые пожертвовали собой, чтобы со временем глаза людей открылись.

Стихотворение «Пророк» читатель впервые увидел в 1828 году на страницах «Московского вестника». Близких друг Пушкина Погодин утверждал, что опубликованное произведение должно было стать завершающим в цикле из четырех стихов.

Однако опубликовано было только оно. Тема и проблема Центральная тема произведения, помимо библейских мотивов, о которых мы поговорили выше, - это предназначение творческой личности (поэта).

Автор считает, что настоящий поэт должен всегда говорить правду, поднимать на свет Божий проблемы, который видны только тебе, либо другие трусливо стараются закрыть на них глаза.

Пушкин также поднимает тему поэта и его поэзии. Для него дар облекать мысли в рифмованные строки был сродни божественному. Поэтому во всем творчество он старается проповедовать читателям добродетели, ни на шаг не отклоняясь от заветом Христа.

Тема пророка раскрывается в лице лирического героя. Пушкин понимает, что настоящий мессия всегда будет один, но лишенный страха и сомнений об успехе всего предприятия. Автор уверен, что пророк обязан следовать по выбранному пути, даже если придется расстаться со всеми радостями земной жизни.

Тема любви также раскрывается поэтом. Он уверен, что обречь себя на сложный и опасный путь, который может привести пророка к гибели, можно только из огромной любви к каждому человеку.

Поэтому главная проблема всего стихотворения – это мученическая участь пророка нового верования.

Его наделяют провидением, даром и талантом, однако это же отрывает от привычного и родного общества. Пушкин и сам неоднократно находился в конфронтации с обществом, его предавали близкие люди.

Отдельная проблема – это взаимодействие проповедника и мира. Бог приходит к поэту в пустыне, где нет ни одной живой души.

Это говорит о том, что единицы способны узреть истину, поэтому Господу нужны избранные глашатаи на Земле. Однако они обречены быть презираемыми обществом, постоянно сталкиваться с непониманием, а также слепой верой в «идолов».

Образы и символы

Центральный образ произведения – это простой человек, который стал пророком (поэтом). В отличии от библейского прообраза, который должен быть проповедовать Божьи заповеди людям на Земле, поэт обязан «глаголом жечь сердца людей», то есть показывать несовершенство мира, говорить правду и наставлять заблудших на путь истинный.

Однако простой человек, пусть и наделенный даром, не может соперничать со всем обществом слепых и порочных людей. Поэтому ему на помощь спускается серафим с шестью крыльями.

Серафим – это высший чин в ангельской иерархии и наиболее приближенные к Богу существа. Поэтому не зря именно оно спускается к поэту, чтобы через боль и мучения выковать из простого человека пророка новой мысли.

Образ Господа показан в виде наставника, который наставляет своего нового пророка на путь истинный, наставляет его, чтобы пророк-поэт в будущем делал это уже самостоятельно.

Образ пустыни – это место, где человек впервые встретил Бога, то есть это сакральная область покаяния, преображения и освобождения от оков порочного общества.

Образ перепутья – это символ множество вариантов развития событий и дорог, по которым может ступать человек на протяжении своей жизни. Это же и символ сомнения, ведь заранее неизвестно, куда идущего заведет тропа.

Неспроста именно в этот момент сомнений и необходимости выбирать появляется серафим, дающий подсказку, по какой дороге стоит пойти.

Композиция

Произведение по смысловому маркеру можно разделить на три части. В первой мы видим лирического героя в начале пути. Он попал в пустыню, где никого нет, из-за метаний души, которым не было конца. Здесь же встречается серафим, указывающий истинный путь.

Во второй части герой преображается в пророка, познав все тайны мира, и отказавшись от всего земного, получив пылающий уголь вместо сердца.

В конце пророк получает наставления от Господа и готов нести его слово, правду и справедливость в мир людей.

Если не привязывать лирического героя к Пушкину, то для читателя финал остается открытым, ведь непонятно, что он выберет по итогу.

Жанр, направление и размер

«Пророк» – это ода, так как написана четырехстопным ямбом, и автор использует патетику, намеренную торжественность и возвышенность.

Однако отдельные исследователи считают, что в произведении есть и элементы элегии, так как автор затрагивает философские темы. Однако с направлением стихотворения никто не спорит – это философская лирика.

Средства выразительности

Пушкин использовал массу средств выразительности, чтобы точнее передать свои мысли читателю.

Например, эпитеты (шестикрылый, кровавой), метафоры (небо содроганье, глаголом жги сердца людей), сравнения (как труп, легкие, как сон). Автор использует также церковную лексику, старославянизмы и эпифоры, чтобы создать уникальный стиль торжества и возвышенности.

Вывод

Пушкинский «Пророк» – это ода с философским подтекстом, где поэт хотел рассказать читателям, каким должен быть настоящий творец. Автор поднимает вечную тему предназначения и выбора правильного пути для развития.

Он жил в обществе, где процветало рабство, и все земные пороки, поэтому видел свое предназначение в изобличении этих проблем.

Пушкин, в особенности после поражения декабристов, понимал, что труды и творчество не оценят его современники, поэтому старался оставить багаж знаний и наставления потомкам.

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.

Только зарегистрированные пользователи могут поставить оценку!

Авторизоваться

Рейтинг стихотворения

4.9
Оценок: 40
537
43
30
20

Комментарии

×
Аноним
Аноним
, 4 августа 2018 в 21:32
Обалдеть на одном дыхании.
Для комментирования авторизуйтесь

Рецензии

Рецензий пока нет. Напишите рецензию первым!
Написать рецензию