Главная > Классики > Стихи Сельвинского > Портрет моей матери
Сельвинский Илья ЛьвовичСельвинский Илья Львович

Портрет моей матери

Нехай маты усмехнётся, Заплакана маты. Шевченко Она подымается на пятый этаж, Мелкая старушка с горькими слезами. Лестница та же, и дверь всё та ж… Но как волнуется! Точно экзамен. Прыгают губы. Под сердцем нудит. За дверью глухо звучит пианино. С медной таблички бесстрастно глядит Чужая жизнь родного сына. Здесь кухня в шутку зовётся «лог», «Рыцарской залой» – столовая, Послеобеденный чай – файф-о-клок (Кто его знает, что за слово?) И всё это комнатное арго Полно игнорирующего уюта. Она себя чувствует здесь каргой, Севшей на шкаф и взирающей люто.
Но наконец нажимает звонок. Его холодок остаётся на пальцах. Слушает… Вот! Это стук его ног. Да-да. Это он. Её мальчик. В последний раз поправляет платок… На лестницу бурно вырвался Штраус. Я ей улыбаюсь, снимаю пальто, Чмокаю в щёку. Стараюсь. Она так мизерна. Может быть, я Слишком басю? Я дьявольски кроток. Это лучшие миги её бытия, Она на минуту чувствует отдых. И вместе с убогой лысой лисой С души стекают ледовые оползни. Её вековечное лицо Опять становится симферопольским. И слушаю этот милый слог, И крымский пейзаж оживает снова… Как в зимнем сене сухой василёк, В речи попадается татарское слово. Но вдруг исчезают «сенап» и «шашла», Лицо старушки сведено драмой: Слышится внучкин голос: «Мама! Чёрненькая бабушка пришла». И входит жена, и зовёт пить чай. И мы неестественно выходим из комнаты. Старушка идёт, как сама печаль, А мы с женой, как виновные в чём-то… И к «чёрненькой бабушке» из-за стола Розовая тёща встаёт и кланяется, Подчерица вскакивает, как стрела, Вспрыгивает женина племянница. И каждый считает, что он не прав. И все выстраиваются по линии, Как будто в воздухе летят Эринии, Богини материнских прав. Но гранд-парада почётный строй Старушка встречает горькой усмешкой: Она себя чувствует здесь турой, Стиснутой королевой и пешками. Корни обиды глубоко вросли. Сыновий лик осквернён отныне, Как иудейский Иерусалим, Ставший вдруг христианской святыней.
А что ей почёт? Это так… По годам. От победителей нет признанья. Она лишь попавшая к господам Ихнего сына старая няня… И дымная трудовая рука В когтях и мозолях – рука вороны – Делает к сахару два рывка И вдруг становится как бы варёной, Как пронзённой мильонами глаз… И так ей муторно, как от болести, Точно рука у неё зажглась Огненной казнью на Лобном месте. И всё молчит. То ли тема узка, То ли напротив: миф для трагедии. Берёт она два небольших куска, Хотя ей очень хочется третий. И я с раздраженьем хватаю ещё И, улыбаясь, кладу в её чашку. «К чему?» Она поднимает плечо – И всем становится тяжко. Потом жена её снова зовёт, Уложит, укроет оленьей шубой. И снится ей, что она живёт Вместе с сыном в таврической глуби; Что нет у него ни жены, ни детей. Она в чулке бережёт его тыщи… К чему? Зачем? Неизвестно и ей. Просто так. Для духовной пищи. Потом очнётся, как от вина, Вздохнёт, отлежится и скажет сторожко: «Дал бы, сынок, сахарку старушке, Но только пускай не знает она». И я, подмигнув, забираюсь в «лог» И зазываю жену из «зала»: «Дай-ка, рыжик, для мамы кулёк, Но так, чтобы ты, понимаешь, не знала!»
И мать уходит. Держась за карниз, Бережно ставя ноги друг к дружке, Шажок за шажком ковыляет вниз, Вся деревянненькая, как игрушка, Кутая сахар в заштопанный плед, Вся истекая убогою ранкой, Прокуренный чадом кухонных лет, Старый, изуродованный жизнью ангел. И мать уходит. И мгла клубится. От верхней лампочки дома темно. Как чёрная совесть отцеубийцы, Гигантская тень восстала за мной. А мать уходит. Горбатым жуком В страшную пропасть этажной громады, Как в прах. Как в гроб. Шажок за шажком. Моя дорогая. Заплакана маты…

Проверь свои знания

Кто автор этих строк?

Да будет мягким сердце, твердой — воля!

Пусть этот нестареющий наказ

Напутствием послужит каждой школе,

Любой семье и каждому из нас.

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.

Только зарегистрированные пользователи могут поставить оценку!

Авторизоваться

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!
Для комментирования авторизуйтесь

Рецензии

Рецензий пока нет. Напишите рецензию первым!
Написать рецензию