Главная > Классики > Стихи Сумарокова > Кривой толк
Сумароков Александр ПетровичСумароков Александр Петрович

Кривой толк

Не видим никогда мы слабостей своих, Нам мнится всё добро, что зрим в себе самих. Пороки, кои в нас, вменяем в добродетель, Хотя тому один наш страстный ум свидетель. Лишь он доводит то, что то, конечно, так, И добродетелен и мудр на свете всяк. Пороки отошли, невежество сокрылось, Иль будет так, когда того еще не зрилось. Буян закается по улицам летать, А петиметер вздор пред дамами болтать. Не будет пьяница пить, кроме только квасу, Подьячий за письмо просить себе запасу, Дьячкам, пономарям умерших будет жаль, Скупой, ущедрившись, состроит госпиталь. Когда ж надеяться премене быть толикой? Когда на Яузу сойдет Иван Великой, И на Неглинной мы увидим корабли, Волк станет жить в воде, белуга на земли, И будет, омывать Нева Кремлевы стены. Но скоро ль таковой дождемся мы премены? Всяк хочет щеголять достоинством своим, И думает он: всё изящнейшее с ним. Льстец мыслит никогда, что он безмерно гнусен, Он мыслит то, что он как жить с людьми искусен. Коль нужда в комаре, зовет его слоном, Когда к боярину придет с поклоном в дом, Сертит пред мухою боярской без препоны И от жены своей ей делает поклоны. Скупой с усмешкою надежно говорит: «Желудку что ни дай, он всё равно варит». Вина не любит он, здоровее-де пиво, Пить вины фряжские, то очень прихотливо, Отец-де мой весь век всё мед да пиво пил, Однако он всегда здоров и крепок был. Безумец, не о том мы речь теперь имеем, Что мы о здравии и крепости жалеем. Сокровище свое ты запер в сундуки И, опираяся, безножен, на клюки, Забыв, здоров ли ты теперь или ты болен, Кончая дряхлый век, совсем бы был доволен, Когда бы чаял ты, как станешь умирать, Что льзя с собой во гроб богатство всё забрать. Здоровье ли в уме? Мешки ты в мысли числишь, Не спишь, не ешь, не пьешь, о деньгах только мыслишь, В которых, коль ты их не тратишь, нужды нет, Ты мнительно богат; так мысли твой весь свет. Что ж мыслит о себе безмозглый петиметер? Где в людях ум живет, в нем тамо пыль и ветер. Он думает, на том премудрость состоит, Коль кудри хороши, кафтан по моде сшит, И что в пустой его главе едина мода, Отличным чтит себя от подлого народа. Старуха, своея лишенна красоты, Ругается, смотря на светски суеты. Вступила девушка с мужчиной в речь свободно, Старухе кажется то быть неблагородно. Ей мнится: «Доведут, до худа те слова. Я,- мнит, -во младости была не такова». То станется, что ты поменьше говорила, Но молча, может быть, и больше что творила. Невежа говорит: «Я помню, чей я внук, По-дедовски живу, не надобно наук. Пускай убытчатся, уча рабяток, моты, Мой мальчик не учен, а в те ж пойдет вороты. Наприклад: о звездах потребны ль вести мне, Иль знать Ерусалим в которой стороне, Иль с кем Темираксак имел войны кровавы? На что мне, чтобы знать чужих народов правы, Или вперятися в чужие языки? Как будто без того уж мы и дураки». Что он невежествен живет, о том не тужит, И мнит он, то ему еще ко славе служит, А если, что наук не должно людям дать, Не вскользь, доводами захочет утверждать, Тогда он бредит так: «Как может быть известно Живущим на земли строение небесно? Кто может то сказать, что на небе бывал? До солнца и сокол еще не долетал. О небе разговор ученых очень пышен, Но что? То только вздор, и весь их толк излишен. Мы ведаем то все, как верен календар: От стужи стынет кровь, а там написан жар». Но ты, не ведая ни малых сил науки, Лишася и того, что будет честь от скуки? Ищи тут правды, где не думано о ней, И проклинай за то ученых ты людей. О правах бредит так: «Я плюю на рассказы, Сплетенны за морем, потребно знать указы». Не спорю, но когда сидишь судьею где, Рассудок надобно ль иметь тебе в суде? Коль темен разум твой, темно и вображенье, Хоть утром примешься сто раз за Уложенье. Обманщик думает: «То глупый человек, Который никого не обманул вовек, Погибнет-де тем честь, да это дело мало, Во мне-де никогда ея и не бывало. Когда-де по ея нам правилам ходить, Так больше нам уже и кур не разводить». Тот, гордостью надут, людей в ничто вменяет, В пустой себя главе с Июлием равняет И мыслит, если б он на свете был его, Герой бы сей пред ним не стоил ничего. Что ж гордости сея безмерныя причина? Не знаю: гордый наш детина как детина. С чего ж он сходен с ним? На сей скажу вопрос, Что есть и у него, и в том же месте, нос. Иному весь титул — что только благороден, Красися тем, мой друг, что обществу ты годен. Коль хочешь быть почтен за свой высокий род, Яви отечеству того достойный плод! Но, зрящу мне в тебе перед собой урода, Прилично ли сказать: высокого ты рода? Ты честью хвалишься, котора не твоя. Будь пращур мой Катон, но то Катон — не я. На что о прадедах так много ты хлопочешь И спесью дуешься? Будь правнук, чей ты хочешь, Родитель твой был Пирр, и Ахиллес твой дед, Но если их кровей в тебе и знака нет, Какого ты осла почтить себя заставишь? Твердя о них, себя ты пуще обесславишь. Такой ли, скажут, плод являет нам та кровь! Посеян ананас, родилася морковь. Не победителя клячонка возит — воду, Хоть Буцефалова была б она приплоду. Но чем уверить нас о прабабках своих, Что не было утех сторонних и у них? Ручаешься ли ты за верность их к супругам, Что не был ни к одной кто сбоку взят к услугам, Что всякая из них Лукреция была И каждая поднесь всё Пирров род вела? Прерви свой, муза, глас, престань пустое мыслить! Удобнее песок на дне морском исчислить, Как наши дурости подробно перечесть… Да и на что, когда дается вракам честь?

Проверь свои знания

Кто автор этих строк?

И вот, от ложа наслажденья

И нег любви оторвана,

Перед судилищем она

Предстала с трепетом смущенья.

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.

Только зарегистрированные пользователи могут поставить оценку!

Авторизоваться

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!
Для комментирования авторизуйтесь

Рецензии

Рецензий пока нет. Напишите рецензию первым!
Написать рецензию