Так как Тютчев был крайне обеспеченным человеком, то поэзия у него выполняла роль хобби и отдушины, когда внутри накапливались эмоции и мысли, требующие выхода.
Поэтому в лирике поэта природа, философия и любовь – три столпа, на которых зиждется все творчество автора.
История создания
Все творчество Тютчева можно разделить на несколько периодов. До 20-х годов XIX века – это старт «поэтической карьеры», когда молодой человек был вынужден уехать за пределы Родины по службе.
В заграничный период его жизни он знакомится с Шеллингом и Гейне, Тютчева принимают в этот круг.
В это время он крайне заинтересовался философией, и двадцать проведенных на чужбине лет весьма плодотворны в творческом плане.
С конца 40-х годов XIX века и до 60-х поэт активно пишет и занимается публикацией своих многочисленных сборников.
Не секрет, что будучи за границей (точнее, в Мюнхене), он тесно общался с Пушкиным, который пообещал ему, что все произведения, написанные его другом, будут публиковаться в России.
Поэтому попав домой в 1844 году, он подивился тому, что у него накопилось много стихов, которые хорошо было бы объединить в тематические сборники.
«Листья» же были написаны за 6 лет до смерти автора, поэтому можно их считать определенным началом прощальной лирики поэта.
Краткий анализ темы произведения
Центральная тема произведения – это быстротечность человеческого существования на Землею многие поэты до Тютчева затрагивали эту вечную философскую тему. Рассуждать на нее можно бесконечно, однако каждый человек придет к каким-то своим выводам.
Произведения на эту тематику крайне популярны, так как помогают читателям понять мысли и чувства автора, который он в обычной жизни вряд ли кому-то расскажет и откроет.
Проблематика стихотворения – это смысл жизни и то, какой след каждый человек оставит после себя.
Также читателей заставляет задуматься мысль о том, что полезного для общества сделал конкретно ты за свою короткую, но яркую или тусклую жизнь.
Несмотря на мрачную тематику, настроение в стихотворении крайне положительное, чувствуется легкость.
В этом и гений Тютчева – только ему удавалось простыми образами из природы рассказывает и затрагивать глубокие переживания людей.
Образы и символы
Все произведение у Тютчева построена на системах простых образом. Например, можно предположить, что хвоя – это консервативная прослойка общества, которая привыкла жить «по накатанной».
Автор подмечает, что они никогда не пожелтеют, но и не будет свежей. То есть такие люди продолжают жить сыто, но без огонька внутри.
Вообще, поэт показывает общество, своих современников и лирического героя в виде природных явлений, что крайне характерно для того времени.
Например, главный персонаж – это один из множества листьев, которые являются образом рисковых и прогрессивных людей, которые только приветствуют перемены.
У Тютчева такие люди – это «племя» без территориальной привязки, объединенных одной идеей.
Причем автор подмечает, что прогресс и неуемная жажда жизни приводят, в конечном итоге, к ранней гибели. Однако на голых ветках вскоре вновь появляются такие же свежие и молодые листочки.
При описании «прогрессивных листьев», поэт использует слова «красе» и «красный». Это символ власти, красоты, огня и полноты жизни. Поэтому метафора и цветовое сопровождение выбрано не случайно.
Возможно, поэт хочет сказать, что идейные и прогрессивные люди идут «впереди планеты всей» и знают намного больше других, за что и расплачиваются ранней смертью.
Однако далее речь идет о том, что без изменения устоявшихся взглядов кардинально изменить окружающий мир и порядки крайне сложно.
Образ ветра в стихотворении – это символ скорости, времени и перемен. Тютчев даже просит его сорвать его с надоевшей ветки, чтобы он мог дать дорогу новым.
То есть мы видим акт самопожертвования ради лучшего будущего, в которое Тютчев, безусловно, верил.
Композиция
Так, в первой части поэт рассказывает о хвойном лесу. Автор описывает его несколько заурядными словами, что подчеркивает, с одной стороны, обыденность этого пейзажа, а с другой – преклонение перед особенностями хвойного леса.
Вторая часть полностью посвящена «легкому племени», то есть листьям, у которых крайне ограниченный срок жизни.
Поэт использовать более аккуратные и чутки слова при описании листвы и создается впечатление, что присутствует авторская симпатия.
Третья часть у Тютчева кому-то может показаться грустной, так как тут речь идет о неизбежности опадения листвы осенью, и круговороте в природе.
Однако для поэта смена пор года – это самое прекрасное, что может быть. Последняя строфа полна надежды на светлое будущее с определенной долей самопожертвования.
Жанр, направление и размер
«Листья» относятся к философской лирике, так как большая часть произведения Тютчева строится на аллегории.
Автор крайне любил прием оживления природы и объяснения каких-то феноменов за счет обращения к явлениям из окружающего нас пространства.
Направление у произведения определить легко – это романтизм. Автор показывает лирического героя, в какой-то степени, беззащитным и таинственным, с глубокими переживаниями внутри.
В стихотворении нет места для проблем и негатива, так как Тютчев был последователем «чистого искусства».
Согласно этой концепции, творчество должно показывать только положительные стороны жизни, чтобы вызывать у читателей соответствующие эмоции.
«Листья» Тютчев написал двустопным амфибрахием, использовалась перекрестная рифмовка.
Средства выразительности
Чтобы точнее и ярче передать свои мысли, раскрыть темы и проблематику, Тютчев использовал следующие средства выразительности: эпитеты (буйные ветры, докучные ветви), сравнение (тощая зелень, как иглы ежа), метафоры (в снега и метели закутавшись, ввек не свежа), олицетворения (лучи побледнели, зефиры ушли).
Также для произведения характерно обилие лексических повтором и риторических восклицания для придания большей экспрессии.
Вывод при анализе стихотворения
«Листья» Тютчева – это яркий пример того, как на простых примерах и образах можно высказать свое мнение касательно сложных философских тем.
Многие поэты поднимали проблематику скоротечности человеческой жизни и прекрасно то, что каждый находил свой ответ, не претендуя на истину в последней инстанции.
Комментарии