Главная > Классики > Стихи Тютчева > Листья
Тютчев Федор ИвановичТютчев Федор Иванович

Листья

Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!.. Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!
О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!..
1830

Проверь свои знания

Кто автор этих строк?

Глупое время: и нечего, и не у кого украсть.

Легионеры с пустыми руками возвращаются из походов.

Сивиллы путают прошлое с будущим, как деревья.

И актеры, которым больше не аплодируют,

Анализ стихотворения "Листья"

Так как Тютчев был крайне обеспеченным человеком, то поэзия у него выполняла роль хобби и отдушины, когда внутри накапливались эмоции и мысли, требующие выхода.

Поэтому в лирике поэта природа, философия и любовь – три столпа, на которых зиждется все творчество автора.

История создания

Все творчество Тютчева можно разделить на несколько периодов. До 20-х годов XIX века – это старт «поэтической карьеры», когда молодой человек был вынужден уехать за пределы Родины по службе.

В заграничный период его жизни он знакомится с Шеллингом и Гейне, Тютчева принимают в этот круг.

В это время он крайне заинтересовался философией, и двадцать проведенных на чужбине лет весьма плодотворны в творческом плане.

С конца 40-х годов XIX века и до 60-х поэт активно пишет и занимается публикацией своих многочисленных сборников.

Не секрет, что будучи за границей (точнее, в Мюнхене), он тесно общался с Пушкиным, который пообещал ему, что все произведения, написанные его другом, будут публиковаться в России.

Поэтому попав домой в 1844 году, он подивился тому, что у него накопилось много стихов, которые хорошо было бы объединить в тематические сборники.

«Листья» же были написаны за 6 лет до смерти автора, поэтому можно их считать определенным началом прощальной лирики поэта.

Краткий анализ темы произведения

Центральная тема произведения – это быстротечность человеческого существования на Землею многие поэты до Тютчева затрагивали эту вечную философскую тему. Рассуждать на нее можно бесконечно, однако каждый человек придет к каким-то своим выводам.

Произведения на эту тематику крайне популярны, так как помогают читателям понять мысли и чувства автора, который он в обычной жизни вряд ли кому-то расскажет и откроет.

Проблематика стихотворения – это смысл жизни и то, какой след каждый человек оставит после себя.

Также читателей заставляет задуматься мысль о том, что полезного для общества сделал конкретно ты за свою короткую, но яркую или тусклую жизнь.

Несмотря на мрачную тематику, настроение в стихотворении крайне положительное, чувствуется легкость.

В этом и гений Тютчева – только ему удавалось простыми образами из природы рассказывает и затрагивать глубокие переживания людей.

Образы и символы

Все произведение у Тютчева построена на системах простых образом. Например, можно предположить, что хвоя – это консервативная прослойка общества, которая привыкла жить «по накатанной».

Автор подмечает, что они никогда не пожелтеют, но и не будет свежей. То есть такие люди продолжают жить сыто, но без огонька внутри.

Вообще, поэт показывает общество, своих современников и лирического героя в виде природных явлений, что крайне характерно для того времени.

Например, главный персонаж – это один из множества листьев, которые являются образом рисковых и прогрессивных людей, которые только приветствуют перемены.

У Тютчева такие люди – это «племя» без территориальной привязки, объединенных одной идеей.

Причем автор подмечает, что прогресс и неуемная жажда жизни приводят, в конечном итоге, к ранней гибели. Однако на голых ветках вскоре вновь появляются такие же свежие и молодые листочки.

При описании «прогрессивных листьев», поэт использует слова «красе» и «красный». Это символ власти, красоты, огня и полноты жизни. Поэтому метафора и цветовое сопровождение выбрано не случайно.

Возможно, поэт хочет сказать, что идейные и прогрессивные люди идут «впереди планеты всей» и знают намного больше других, за что и расплачиваются ранней смертью.

Однако далее речь идет о том, что без изменения устоявшихся взглядов кардинально изменить окружающий мир и порядки крайне сложно.

Образ ветра в стихотворении – это символ скорости, времени и перемен. Тютчев даже просит его сорвать его с надоевшей ветки, чтобы он мог дать дорогу новым.

То есть мы видим акт самопожертвования ради лучшего будущего, в которое Тютчев, безусловно, верил.

Композиция

Произведение Тютчев разделил на 4 строфы, в которых последовательно раскрывается сюжет.

Так, в первой части поэт рассказывает о хвойном лесу. Автор описывает его несколько заурядными словами, что подчеркивает, с одной стороны, обыденность этого пейзажа, а с другой – преклонение перед особенностями хвойного леса.

Вторая часть полностью посвящена «легкому племени», то есть листьям, у которых крайне ограниченный срок жизни.

Поэт использовать более аккуратные и чутки слова при описании листвы и создается впечатление, что присутствует авторская симпатия.

Третья часть у Тютчева кому-то может показаться грустной, так как тут речь идет о неизбежности опадения листвы осенью, и круговороте в природе.

Однако для поэта смена пор года – это самое прекрасное, что может быть. Последняя строфа полна надежды на светлое будущее с определенной долей самопожертвования.

Жанр, направление и размер

«Листья» относятся к философской лирике, так как большая часть произведения Тютчева строится на аллегории.

Автор крайне любил прием оживления природы и объяснения каких-то феноменов за счет обращения к явлениям из окружающего нас пространства.

Направление у произведения определить легко – это романтизм. Автор показывает лирического героя, в какой-то степени, беззащитным и таинственным, с глубокими переживаниями внутри.

В стихотворении нет места для проблем и негатива, так как Тютчев был последователем «чистого искусства».

Согласно этой концепции, творчество должно показывать только положительные стороны жизни, чтобы вызывать у читателей соответствующие эмоции.

«Листья» Тютчев написал двустопным амфибрахием, использовалась перекрестная рифмовка.

Средства выразительности

Чтобы точнее и ярче передать свои мысли, раскрыть темы и проблематику, Тютчев использовал следующие средства выразительности: эпитеты (буйные ветры, докучные ветви), сравнение (тощая зелень, как иглы ежа), метафоры (в снега и метели закутавшись, ввек не свежа), олицетворения (лучи побледнели, зефиры ушли).

Также для произведения характерно обилие лексических повтором и риторических восклицания для придания большей экспрессии.

Вывод при анализе стихотворения

«Листья» Тютчева – это яркий пример того, как на простых примерах и образах можно высказать свое мнение касательно сложных философских тем.

Многие поэты поднимали проблематику скоротечности человеческой жизни и прекрасно то, что каждый находил свой ответ, не претендуя на истину в последней инстанции.

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.

Только зарегистрированные пользователи могут поставить оценку!

Авторизоваться

Категория: О природе

Рейтинг стихотворения

3.9
Оценок: 14
510
40
30
20

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!
Для комментирования авторизуйтесь

Рецензии

Рецензий пока нет. Напишите рецензию первым!
Написать рецензию