Лирика у Тютчева многообразна – тут нашлось места и философским рассуждениям, а также любовной теме. Отдельное место в творчестве поэта занимают тексты, посвященные мощи и красоте природы.
Именно она помогала автору творить великие произведения. Сегодня подробно разберем стихотворение «Весенняя гроза».
История создания
Произведение Тютчев написал в возрасте 25 лет (1828 год), когда пребывал с дипломатической миссией в Германии. Впервые опубликовано оно было годом позже в отечественном журнале «Галатея».
Исследователи отмечают, что немецкий период жизни поэта был весьма плодотворным и счастливым – Тютчев имел удовольствие общаться со всемирно известными поэтами (Гейне, Шеллинг).
Однако радость от этого меркла в сравнении с восторгом, который он испытывал после вступления в брак с Элеонорой Петерсон в 1826 году. Поэт искренне наслаждаться обществом, женой и своим творческим вдохновением.
Примечательно, что через двадцать лет Тютчев вернулся к «Весенней грозе», чтобы внести определенные правки. Современникам доступен сегодня именно исправленный вид произведения.
Краткий анализ темы произведения
Главная тема стихотворения – это духовное и физическое обновление, молодость. Автор уверен, что в мире все циклично, и старость уступает место молодости, а дряхлость сменяется энергичностью.
Поэт мастерски передает состояние души и тела через понятные каждому примеру из природы, которая окружает каждого человека.
В финале Тютчев еще раз подчеркивает, что молодость и расцвет сил – это прекрасная пора, когда человек может воплотить в жизнь все свои идеи и мечты.
Автор поднимает проблему постоянной взаимосвязи всех живых организмов на планете, которые непременно радуются и резвятся с наступлением каждого нового дня. Настроение в произведении восторженное и радостное.
Образы и символы
Центральный образ стихотворения – это весенняя гроза, которая определенно нравится поэту. Поэт удивительным образом подмечает мельчайшие детали этого природного явления, многие феномены олицетворяя для лучшего восприятия читателем. Все кусочки паззла складываются в единую запоминающуюся картину.
Для Тютчева гроза – это не просто природное явление, но символ молодости и вечного водоворота жизни.
Первые раскаты поэт представляет в виде молодого и непоседливого существа, которое полно энергии и радости от факта своего существования. Лирический герой произведения также наполнен положительными эмоциями – он в восторге от таких проявлений природы. В отличии от простых обывателей, он видит каждую деталь действа.
Композиция
Произведение состоит из 4 строф, разделенных не только физически, но и по смысловой нагрузке. Так, в первой Тютчев искренне признается в любви к грозе весной.
Вторая и третья часть отведены под точное и живое описание самой грозы. Автор здесь подмечает каждую деталь.
В завершающей строфе поэт сравнивает природное явление с мифологическим образом «ветреной Гебой», которая искала смысл своего существования, и радовалась жизни во всех ее проявлениях.
Жанр, направление и размер
Стихотворение можно смело отнести к пейзажной лирике с вкраплениями философских размышлений. Это видно по олицетворения природы, а также «космизации человеческого присутствия» в мире.
Для Тютчева характерно проводить параллели между природными явлениями и существованием человека.
Автор на фоне многообразия природы пытается найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни на Земле. Тютчев использовал в «Весенней грозе» четырехстопный ямб с пиррихиев.
За счет этого финальная версия произведения получилась крайне легкой и мелодичной. Рифмовка перекрестная.
Средства выразительности
Чтобы точнее и ярче нарисовать картину весенней грозы, Тютчев использовал следующие средства выразительности: эпитеты (голубое небо, шум нагорный), олицетворения (как бы резвяся и играя, грохочет гром).
За счет последнего приема создается впечатление, что природа живая и близка человеку до предела. Для более плавного и мелодичного звучания произведения автор использует и аллитерацию.
Вывод при анализе стихотворения
«Весенняя гроза» – это яркий представитель пейзажной лирики, где Тютчев на фоне описания природных явлений размышляет на философские темы.
За счет средств художественной выразительности, а также олицетворения действительно создается живая картина мира.
Комментарии